Фото
00:02, 9 января 2016

В гостеприимной и процветающей семье Ярослава не любят вспоминать войну


Поехал я в село Гиши Мартунинского района, чтобы поздравить с Новым годом и Рождеством Христовым своих близких – Ярослава и его семью. Естественно, у читателя возникнет вопрос: какой национальности этот человек со славянским именем? Отвечу сразу – он армянин. А назвали его так, потому что... Но об этом чуть позже.

Слева и справа раскинулись заснеженные поля, на поворотах машину заносило. В Гиши 236 домов и 1226 жителей, в школе – 177 учеников. По карабахским меркам село считается не маленьким. И оно спокон веков славится прекрасной водкой «тутовкой» и вином. Это так, к слову...

Во дворе просторного двухэтажного дома бегала ребятня, а зять Ярослава Артак и родственник Самвел уже делали шашлык. По сложившейся традиции, у Ярослава и его супруги Эллы на праздник собираются все трое его дочерей с мужьями и детишками...

Но какой же карабахский дом без бабушки? Мать Ярослава, 87-летняя бабушка Рая сидела в кресле, вокруг играли ее правнуки, стоял детский гвалт.

Женщины накрывали на стол, зятья Ярослава Артак, Ашот и Сурен помогали во дворе. Я знал, что бабушка Рая с семьей когда-то жила в Баку, трое ее сыновей родились там, и мне было интересно более подробно узнать о судьбе ее семьи. Уже 14 лет, как я вхож в эту семью, но досконально не знал подробностей их жизни.

Бабушка Рая родилась в 1928 году в селе Гиши Мартунинского района. В 1945 году вышла замуж за односельчанина Гаспаряна Хорена, который в 1944 году был призван на трудовой фронт – добывать нефть в Баку, и выехала к нему. Жили на «Забрат-1» (пос. в пригороде  г. Баку. – Прим. А.В.).

В 1948 году родился старший сын Размик, в 1950 году – Роман, а в 1953 году – Ярослав.

«Муж добывал нефть, приходил уставший, каждый раз надо было отстирывать его рабочую одежду от нефти, мазута... руки отваливались. Тогда не было порошков – только хозяйственное мыло. Я не работала, была домохозяйкой. Трое детей на руках. Размика и Рому, когда они подросли, отдали учиться в армянскую школу, которая была далеко от нас, но дети сами ходили в школу и, к нашей радости, учились только на «отлично».

Муж много работал, мы откладывали деньги и в 1958 году переехали в Нагорный Карабах, в наше родовое село Гиши, где купили себе дом.

Супруг начал работать трактористом, а я – колхозницей на виноградниках. Работала от души, выкладывалась. Меня, как передовика, по путевке послали в Москву... А в 1965 году родилась дочь Сильва. Пенсия у меня 60000 драм ($1 – 481 драм. – Прим. А.В.), но я все отдаю невестке Элле. Зачем мне пенсия? Я живу у сына, вот пусть они и тратят эти деньги на семью, на всех нас», – рассказывала мне бабушка Рая, сложив на коленях свои натруженные руки.

Вдруг она выпрямилась, улыбнулась и с гордостью говорит мне: «К твоему сведению, у меня 11 внуков и 22 правнука. Последнего правнука назвали Хореном и на днях ждем 23-го!»

Я спросил про карабахскую войну, как они выживали... «Гиши, как и все населенные пункты в Карабахе, бомбили с земли и воздуха. Но ни одна семья не выехала из села... Все трое моих сыновей были призваны на фронт», – говорит бабушка Рая, глядя на меня через толстые стекла своих очков, закрепленных резинкой на затылке. Помолчав, она продолжает: «Судьба уберегла их: все трое вернулись живыми - здоровыми...»

Я понял, что бабушке Рае трудно вспоминать войну и поменял тему. Но тут нас пригласили к столу...

Не буду перечислять всего, что было на столе, но скажу, что почти все было с подсобного участка Ярослава – экологически чистые продукты...

Когда родился Ярослав, тетя Ася, как сейчас сказали бы – «авторитет» в роду Гаспарянов, заявила: «Я предлагаю назвать малыша Святославом, Ярославом или же Мирославом». Никто не мог пойти против воли тети Аси и выбор остановился на имени Ярослав. Во всем Нагорном Карабахе это единственный человек с таким старославянским именем. Хотя лет 18 назад брат Ярослава тоже решил назвать своего сына этим именем, мотивируя тем, что у Ярослава только дочери и нет сына...

После демобилизации из рядов Советской армии Ярослав работал в Гишинской средней школе – вначале замдиректора по хозяйственной части, после инструктором по вождению. Женился на односельчанке, красавице Элле, и родилось у них трое дочерей – Сирвард, Гаяне и Нанар. Война... Ярославу тяжело вспоминать тот период. «Трудно было, мы, все три брата, пошли служить... 39 человек наших сельчан погибло, один пропал без вести... После увольнения из рядов Армии обороны Карабаха я начал работать в «Арцахлесе» вначале лесничим, а потом директором Мартунинского филиала «Арцахлес». Тяжело было нам вставать на ноги после разрушительной войны. Но мы смогли. Приходилось трудиться от зари до поздней ночи: восстанавливали пришедшие в запустение виноградники– во время войны было не до них. Сажали новые сады. Людям давали землю, чтобы они обрабатывали ее и смогли бы выживать. У моей семьи сейчас 1,5 га виноградника, на 0,5 га – разбиты яблоневые, абрикосовые, грушевые, сливовые, гранатовые, черешневые сады», – рассказывает за чашкой чая после застолья Ярослав.

Мне было интересно, жили до войны в Гиши азербайджанцы или нет, и я спросил об этом у Ярослава.

«В селе азербайджанцы жили сезонно. Как правило, они держали колхозный скот. Было два преподавателя азербайджанского языка в нашей средней школе, но они проживали в соседних селах. Кроме того, азербайджанцы приходили на летние работы в Гиши– трудиться на виноградниках в нашем колхозе.

Вокруг нас находились азербайджанские села: Карадаглы, Ходжавенд, Веселлю, и отношения с жителями этих сел были хорошие, деловые – что-то продавали, что-то покупали. На свадьбы, похороны мы шли в эти села, они тоже приходили к нам, конфликтов практически не было.

 Каждое воскресенье ехали в Агдам за покупками, благо это недалеко. У нас были свои знакомые, по блату все можно было найти, купить, достать. Но в миг все это оборвалось...»– так завершил свой рассказ Ярослав.

На прощание Ярослав с гордостью показал нам свой виноградник, рассказал о садах и о том, как он старается помочь семьям своих дочерей...

Когда я уезжал из гостеприимного дома Ярослава, у меня в голове уже была «болванка» этого поста. Я понял, что должен выставить этот пост, чтобы показать, что труд, тяжелый труд крестьянина, который мы не видим и зачастую просто не можем его представить, позволяет нам накрывать столы, питаться экологически чистыми и вкусными продуктами, пить домашнюю «тутовочку» и вино и не знать, как все это «рождается»...

Убеждаюсь снова и снова, что без таких скромных работяг, как Ярослав, не может существовать ни одно государство, и не имеет значения, признано оно мировым сообществом или нет. Эти люди являются основой, фундаментом любого государства, и без них государство развалится как карточный домик...

Материал подготовлен при содействии International Alert в рамках проекта «Неуслышанные голоса», финансируемого Фондом Предотвращения конфликтов, содействия стабильности и безопасности Великобритании. Содержание является ответственностью журналистов и не обязательно отражает точку зрения организации International Alert и наших доноров.

  Недалеко от Гиши, рядом с дорогой заснеженные поля крестьян.

Заснеженные поля крестьян.

 Дом с пристройкой, где живёт семья Ярослава.

 Двухэтажный дом с пристройкой, где живёт семья Ярослава.

Ярослав поднимает тост за своих детей, внуков, за мир, за благополучие..

Ярослав поднимает тост за своих детей, внуков, за мир, за благополучие...

Ярослав поднимает тост за своих детей, внуков, за мир, за благополучие..

Бабушка Рая.

У бабушки Раи 11 внуков и 22 правнука. Последнего правнука назвали Хореном и на днях ждут 23-го. На фото Бабушка Рая с внуками Ярослава и Эллы.

У бабушки Раи 11 внуков и 22 правнука. Последнего правнука назвали Хореном и на днях ждут 23-го. На фото Бабушка Рая с внуками Ярослава и Эллы.

  Богатство Ярослала и Эллы в фотографиях. Хоренчик пришёл немного с опозданием, поэтому его фото наверху стенда.

Богатство Ярослава и Эллы в фотографиях. Хоренчик "пришёл" немного с опозданием, поэтому его фото наверху стенда. 

На прощание Ярослав с гордостью показал нам свой виноградник, рассказал о садах ...

На прощание Ярослав с гордостью показал нам свой виноградник, рассказал о садах...

 Заснеженные крыши домов села Гиши. Верхняя часть села.

Заснеженные крыши домов села Гиши. Верхняя часть села. 

Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11 Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Дом 5 по улице Грибоедова во Владикавказе соседи стараются обходить стороной. Разбитые окна, облезлые стены, пустые квартиры без батарей, шприцы на полу. В заброшенном доме шестьдесят квартир, но только в одной из них до сих пор живут люди. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404228 02 октября 2024, 22:59