Нет "мадридским принципам" - мнение армянских экспертов. Круглый стол в Степанакерте: "Переговорный процесс по карабахской проблеме 20 лет спустя"
5 ноября в Степанакерте состоялся круглый стол на тему "Переговорный процесс по карабахской проблеме 20 лет спустя", организованный общественной организацией из Армении "Сотрудничество во имя демократии" под эгидой "Армянского комитета Хельсинской гражданской инициативы". Организационную поддержку оказали Общественный совет по внешней политике и безопасности, а также Европейское движение Арцаха.
На мероприятии принимали участие политологи и политики из Республики Армения, эксперты, депутаты НС, представители общественности, студенты ВУЗов, СМИ Нагорного Карабаха и т.д.
Обсуждения прошли очень интересно, выступавшие высказывали свою точку зрения, но все были убеждены в одном – принятие Мадридских принципов ослабит позиции армянских сторон, что НКР должна обязательно выступать как сторона переговорного процесса…
Владимир Карапетян, представитель оппозиционного Армянского национального конгресса, представил свою личную позицию, говоря, что согласно "мадридским принципам", Нагорный Карабах выступает лишь в качестве наблюдателя. Это он считает неверным, т.к. «последние 20 лет со стороны Армении утверждалось, что контроль над территориями осуществляет Карабах, который отразил наступление Азербайджана и создал "пояс безопасности". С подписанием документа Армения практически будет выступать в роли захватчика и лишится всех рычагов противодействия антиармянским резолюциям".
Армен Мартиросян, представитель партии "Наследие", депутат парламента Армении также заявил, что "для нас неприемлем какой-либо документ, в котором власти Нагорно-Карабахской Республики не представлены", Он также напомнил, что «с 1998 года Нагорный Карабах практически не является стороной переговорного процесса, депутат напомнил, что на саммите в Будапеште в 1994 году было зафиксировано, что Нагорный Карабах - полноценная сторона конфликта.» «До 1997 года мир де-факто и даже де-юре признавал Нагорный Карабах как сторону конфликта, также как и Армию обороны НКР в качестве законного формирования. В противном случае в соглашении о перемирии 1994 года в качестве третьей стороны не было бы подписи командующего Армией обороны НКР» - заявил Мартиросян.
По мнению Мартиросяна, признание НКР будет достигнуто тем легче, чем будет выше уровень демократии в обществах сторон конфликта. "НКР вместе со своими определенными недостатками по уровню демократического развития на несколько голов выше, чем Азербайджан. В мире еще не было прецедента, чтобы более демократичная единица была бы включена в состав страны с ханским режимом."
Манвел Саркисян, директор армянского Центра стратегических и национальных исследований, в выступлении сказал, что «в Армении вряд ли найдется человек, который верит, что может быть достигнуто согласие вокруг этого. Необходимо искать альтернативные подходы".
Саркисян подчеркнул, что «активность в первую очередь должна проявлять общественность Нагорного Карабаха. Молчание - очень опасная вещь, воспринимается как согласие». По его словам, сегодня в контексте урегулирования карабахского конфликта международное сообщество отдает приоритет решению вопросов, связанных с азербайджанцами, и отстаивает их интересы.
Андриас Гукасян, специалист международного права , правовед подчеркнул, что "за 20 лет Минского процесса ни Армения, ни Азербайджан не предложили плана урегулирования. Все планы предлагала только ОБСЕ».
Он также отметил, что Казанская встреча показала, что мадридские принципы невозможно реализовать, а учитывая принципы ОБСЕ и Хельсинские традиционные акты, можно понять, что МГ ОБСЕ больше не способна предложить продуктивные предложения по урегулированию конфликта, потому что все уже испробовала.
Масис Маилян, председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха отметил, что "процесс самоопределения может продолжаться бесконечно. На сегодня карабахский народ желает только признания независимости. Независимость Нагорного Карабаха должны признать Армения, мировое сообщество, а все остальное должно решиться после признания Нагорного Карабаха".
Вардгес Багирян, депутат Национального Собрания НКР, журналист, писатель также заявил, что "Нагорный Карабах давно определился. В 1991 году создали государство, в 1992 провозгласили свою независимость, в 2006 году приняли конституцию, что означает, что Нагорный Карабах однозначно хочет, чтоб его независимость была признана мировым сообществом".
------------------------------------------
Приятно было видеть, осознавать, что есть люди, которые душой переживают за нас, приезжают, обсуждают, высказывают свою точку зрения… С некоторыми моментами кто-то может не согласиться, с некоторыми – согласиться. Но то, что Карабах – это сторона конфликта, что она должна сесть за стол переговоров, то, что Мадридские принципы - антиармянские (кстати, азербайджанская сторона их считает антиазербайджанскими), то, что ввод миротворцев нецелесообразен, т.к. нет гарантий, что они будут нейтральными, то, что в Карабахе «тишь и блажь», как-будто не наша судьба решается – это однозначно…
Эксперты из Армении. Ведущий круглого стола Степан Даниелян - председатель центра «Сотрудничество во имя демократии» РА.
Участники круглого стола...
Участники мероприятия...
Владимир Карапетян - представитель оппозиционного Армянского национального конгресса (в середине).
Армен Мартиросян - представитель партии "Наследие", депутат парламента Армении.
Манвел Саркисян - директор армянского Центра стратегических и национальных исследований.
Андриас Гукасян - специалист международного права , правовед (слева).
Масис Маилян - председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности Нагорного Карабаха (в середине), Вардгес Багирян - карабахский писатель, журналист (слева).
Григорий Афанесян - преподаватель АрГУ, активист Карабахского движения.
Айк Ханумян - председатель НПО "Европейское движение Арцаха".
Ануш Чавалян, представитель общественности Степанакерта.
Давид Карабекян - преподаватель АрГУ.