Реформа похоронного обряда в Адыгее: за или против? 1119 тем и 2 сообщения
Спасибо всем за участие! Регламентация похоронного обряда необходима, но в какой форме и как долго она будет протекать - покажет время.
Очень важно вести диалог и приходить к чему-то общему.
Целью упорядочения похоронных обрядов, заключается в желании облегчить и без того сложную жизнь людей. Выбрать такой подход, который был бы посильным для всех слоев общества.
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять.Наима, любая реформа в начале вызывает недоумение, непонимание многих людей. Мы понимаем, что надо время для пояснения и донесения данного вопроса. Многие не принимают её, многие её не понимают. Но многие, я подчёркиваю, многие нас поддерживают! Ещё раз, мы консультировались с АРИГИ, представителями общественности, власти. Нас поддерживает глава республики. Мы не говорим о том, что выпустили универсальное пособие, удовлетворяющее всех. Мне тоже что-то не нравится в ней. Но надо прийти всем к определённому консенсусу. И мы, дай Бог, к нему придём!В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу?
"Сокращать «длительность траура», на мой взгляд, можно только для того, чтобы организовать поминальный стол в какой-либо из ближайших выходных дней. Так в поминках сможет принять участие больше людей. И так делали адыги в позднее советское время.
Когда сразу после похорон эфенди, оказывает давление на родственников умершего, чтобы те объявили о том, что 7 дней будут проводиться через 3 дня, и это не совпадет с выходным днем, люди уходят с похорон сильно расстроенными: еще одного родственника многие из них не смогут проводить в мир иной достойно.
На мой взгляд, этим своим поступком эфенди превышает свои полномочия. Его зовут на обряд для того, чтобы он оказал последнюю услугу умершему. Эфенди же диктует условия семье, которая в ее положении не смеет ему перечить. При этом эфенди, которому выпадает привилегия оказание последней услуги умершему, мог бы приобрести, кроме вознаграждения, огромное «псапэ». Однако из-за установки ДУМ РА и КК, предписывающей нарушить традицией срок, он, в соответствии с миропониманием адыгов, зарабатывает «псэкIод» («псэ» – «душа», «кIод» – исчезновение) т.е. убивает часть своей души".
Мы, мусульмане, черкесы, наша традиция основана на Священном Коране и Сунне нашего Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) и нормах Адыгэ Хабзэ, так же вытекающих из Сунны. Эти традиции мы будем нести в надежде, что и наши дети будут следовать нормам Священного Корана, Сунне нашего Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) и нормах Адыгэ Хабзэ. Все разумное будет принято народом.
"В целом слова «отмена», «ограничение», «установление», «фиксация», «регламентация» и т.д. не входит в обычный лексикон общественности. И осуществить действия по их реализации она не может. А, как известно, ДУМ РА и КК – общественная организация и «реформы», несмотря на сопротивление людей, начала она. То есть, видимо, за ней существует теневой заказчик «реформ», который готов продолжить инициативу.
И цель его, видимо, не только, скажем, в том, чтобы обложить налогами похороны. Как кажется, данная «реформа» способна расколоть адыгское общество на «традиционалистов» и «исламистов», что значительно опаснее. И опаснее, конечно, не для тех, кто добивается раскола, а для самого общества".
цитата: Заргуащ АбреговаСогласна с Вами, что в Адыгее пакеты не так дороги, но это не означает, что всем нравится их содержимое. Некоторые люди с благодарностью их принимают, а другие - обсуждают их содержимое или даже выбрасывают (ужасно, конечно, но и такое бывает). Конечно, это вопрос внутренней культуры каждого человека. Но зачем создавать эти прецеденты, если можно сделать псапэ иначе, отдавая тем, кому это действительно нужно в другой форме, а не в пакетах с едой?цитата: Наима Нефляшева Я бы хотела пеервести нашу дискуссию в более прагматическое русло. Притча во языцех - это пакеты, содержание которых с каждым годом становится все дороже. ДУМ рекомендует их раздавать только малоимущим. Как вы относитесь к этому ? Почему раздачу пакетов, в том виде, в каком она сейчас существует, надо прекратить? А как мы определим - кто малоимущий, а кто нет? Вернее, определить это нетрудно, но не обилим ли мы человека таким наименованием? Вопрос ок всем.Пакеты в Адыгее не такие дорогие. Набор продуктов стандартный. Раздача родственникам нивелирует вопрос о материальном положении того, кто получает такой пакет. Пусть считает себя родственником, а не малоимущим.
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять.В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу?
Как такого контроля или же санкций как многие думают, не будет, так как, эти предписания выпускались как РЕКОМЕНДАЦИИ в соответствии с Кораном и Сунной. Соответственно и воздействия будут носить лишь рекомендательный и разъяснительный характер. Это обращение к внутренней воли человека, его внутренней готовности следовать религиозным предписаниям.
Цель ДУМ не раскол. Наоборот, мы не видим угроз к этническому разрыву. Мы чтим как все адыги наши традиции, культуру, язык самобытность. Ислам и Сам Творец сохраняет лучшие проявления в культуре народа, более того призывает обогащаться положительными чертами культур других народов. Наша цель это консолидация адыгского общества, а в этой противоречивой реакции мы усматриваем много позитивного, прежде всего, что люди не равнодушны, активно реагируют на наши инициативы. Мы понимаем, что подобные вопросы не могут решаться быстро и легко. Мы понимаем, что ни в каком обществе гладко вопросы, связанные с преобразованиями, но мы верим в вековую мудрость народа, что в итоге это позволит нам прийти к верному решению и объединению народа на прочных духовных основаниях.
Конечно, раскол может быть. Уже некоторые имамы делают несуразные вещи. Недавно хоронили мужчину, городского жителя, который завещал провести похороны из своего дома в ауле. В таком случае процессия останавливается на некоторое время в аульском доме, куда собираются желающие выразить соболезнования родственники и знакомые, которые не имеют возможности приехать для этого в город. Имам же дал указание отправляться прямиком на аульское кладбище (и даже хотел запретить жене усопшего вообще ехать в аул, оставляя ее в городской квартире), собравшиеся в аульском доме люди не смогли проститься с усопшим.
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять.Скорее всего реформа ничего не решит, все равно в семье будут хоронить так, как считают нужным и правильным. И потом в этой реформе чувствуется недостаточное знание наших адыгских обычаев, полный отрыв от местных традиций. Так жили наши предки, наши родители. И то, что нам пытаются навязать, нам чуждо. Просто не надо впадать в крайности.В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу?
цитата: Заргуащ Абреговацитата: Анзор Дзеукожев40 дней – это не придуманная дата, ей есть традиционное объяснение. Еще моя бабушка говорила, что на сорок дней надо обязательно собираться в доме умершего и читать Коран. Это день самый тяжелый для покойного. Это его состояние чувствуют даже животные, находящиеся на подворье ("игырз макъэ зэхахы").цитата: Asker SokhtА вот другая версия говорит о том, что в 60-е, когда люди стали жить лучше, " хорошие" люди выдвинули идею поминок в 7, 40,52 и т.д. Мол , вот русские делают, почитают своих умерших, хорошо бы и нам... Так говорят старшие нашего аула..цитата: Анзор Дзеукожев Какой век?! 50-60 лет тому назад не было никаких 40,52, года! Спросите старших!Давление, насилие, репрессии атеистического государства заставляли людей срывать. Но как только появлялся глоток свободы все возродилось. Советская власть даже одной мечети нам не оставила. Жернова работали неустанно.
Тхьа устанавливает все. Моего брата похоронили в Саратове, на мусульманском кладбище, так как тело нам отказались отдать. С 39 на 40-й день от его смерти, он ночью приснился голый и бегающий по нашему аулу -в поисках кладбища. Я в это время находилась в Питере. Всевышний управляет всем.
В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу?