Смена правительства КБР 1122 темы и 2 сообщения
нояб. 15, 2012 16:17
Беркович
|
В самом начале текущего месяцаглава Кабардино-Балкарииобъявил об отставке республиканского правительства: «Действующее правительство свою миссию выполнило»,« необходимо периодически обновлять состав команды. Ротация – это абсолютно нормальное явление, особенно в работе органов государственной власти» - передает слова главы КБР его пресс-служба Подобный комментарийруководителя республикивыглядит невнятно и малоубедительно. В самом деле,еще совсем недавно, в конце апреля 2011 года,выступая на первом заседании вновь сформированного кабинета министров,А.Каноковопределил круг задач стоящих перед правительством, как «исторические».Незамысловатая логика подсказывает, что уж еслиправительство КБР в столь короткие сроки «выполнило свою миссию» по решению «исторических задач», то его, такое правительство, впору не в отставку отправлять, а пропагандировать удачный опыт в масштабах планетарных. Честь и хвала, как говорится, такому правительству. Между тем,оценка руководителя республики не совпадает с позицией многихизвестных представителей республиканской политической элиты. Так, Академик РАЕН, член Общественной палаты КБР Магомед Апшаев напрямую связывает причины неожиданной отставки правительства со скандалами последнего времени, в которых фигурировали, в том числе, некоторые члены правительства. Речь, в частности, идет о ряде скандалов иуголовных дел коррупционного характера, возбужденных в отношении крупных чиновников в Кабардино-Балкарии – председателя республиканского кабинета Ивана Гертера, министра госимущества Хабдульсалама Лигидова и егозаместителя Руслана Жамборова, руководителя администрации главы Кабардино-Балкарии Владимира Жамборова,мэра столицы республики Залимгери Хагасова. «Поскольку столько людей из власти находится под следствием, глава республики, видимо, вынужден был сделать этот шаг»- считает Апшаев. Опять не очень понятно. Если речь идет об отдельных нерадивых членах правительства, пусть даже самого высокого ранга,при эффективно работающем аппарате можно былопросто уволить запятнавших себя чиновников по компрометирующим основаниям. Лукавитглава КБР и в той части, когда связывает причину отставки с полезностью «периодически обновлять состав команды» и «необходимостью приведения структуры республиканского правительства в соответствие с федеральным в целях их наиболее эффективного взаимодействия и сотрудничества». Вероятно, что за стремлением мотивироватьотставку правительстванеобходимостью структурных преобразований лежитпопыткаглавы республики отвлечь внимание общественности от истинных, неприглядных причин отставки, нивелировать значение криминогенной составляющей вынужденного решения. Ротация кадров – вещь, безусловно, необходимая и полезная, но когда она происходит с такой необъяснимой частотой ( в очередной раз заметим, по оценке самого главы КБР при эффективной его работе ), то становится похожей на кадровую «чехарду». А это уже, извините, является признаком нестабильности самой системы властных отношений, по большому счету, показателем ее несостоятельности. То есть, впору говорить о системном кризисевсей вертикали республиканской власти. Внимательные наблюдатели, опосредованно, отмечают эту тенденцию. В частности, ректор Института бизнеса, член общественного консультативного совета при главе КБРФеликс Хараев причину отставки правительства видит в том, что «правительство пришло к такому состоянию, когда уже требовалось обновление, когда проблемы не решаются, они нарастают». Как видится, проблема главы Кабардино-Балкарии заключается в том, что он в очередной раз оказался заложником своей кадровой политики. Номенклатура кандидатов на руководящие должности в республике сужена им до узких рамок семейно-клановых связей. Переиначиваястарую сказку на новый лад (вернее сказать, на новый разлад), героями которой являются персонажи Р.Киплинг, легко заметить, что стоящий во главе Совета стаи Акела (как со студенческих времен называют Арсена Канокова), оказался не в состоянии противостоять хищным устремлениям членов своей популяции, оформившейся в совместных боях первоначального накопления капитала. Злобные Шер-ханы и беспринципные Табаки, используя повадки недалекого прошлого, когда признавалось исключительно право сильного, когда приходилось отвоевывать свою добычу, кровеня клыки и зализывая раны, привнеслиэти навыки на местную заповедную почву. Облагодетельствованные высшим вниманием и дорвавшиеся до власти,они пустились во все тяжкие в соответствие со своими представлениями и понятиями. Прежние обитатели местной поляны, члены Свободной стаи, типанаивногоБалу, справедливой Багиры и мудрого Каа, веками соблюдавшие принципы «всеобщего перемирия», не сумели противостоять наглому напору жестких и организованных пришельцев. В результате, в джунглях воцарился беспредел, всеобщая подозрительность и соперничество. Зоркий сокол Чили, в лице «ока государева», то бишь, прокурорских и иных правоохранителей, долгое время озиравший окрестности с высоты федерального уровня, наконец – то,решил вмешаться в ситуацию. Череда громких коррупционных разоблачений основательно подорвала авторитет вожака, вызвав к жизни справедливый вопрос: «А не поменял ли масть и сам Акела?».Свободная стая, с каждым новым скандалом угрюмо ворчала: «Акела снова промахнулся и более не имеет права возлежать на скале Совета». Сказка, как говорится, ложь, но в ней, как известно,есть и намек. Намек этот,при определенном взгляде,можно усмотретьв первых кадровых назначениях после отставки. В частности, имеет смысл высказать некоторые соображения относительно кандидатуры нового председателя правительства, которая была внесенаА.Каноковым на внеочередное заседание Парламента КБР уже на следующий день после отставки кабинета. Депутаты всех четырех парламентских фракций утвердили председателем правительства Кабардино-Балкарии Руслана Хасанова. Решение, принятое по кандидатуре председателя правительства видится несколько неожиданным и небесспорным. Почему же выбор был сделан в пользу Р.Хасанова,которого не относят к числу явных и откровенных членов правящего клана? Является ли это назначение следствием осознания А.Каноковымнеэффективности и порочности реализации схемы «опора только на своих», или за этим решением скрывается нечто иное?. Руслан Хасанов - опытный и амбициозный чиновник, успевший поработать на различных руководящих должностях республиканского и федерального уровня (заместителем председателя правительства КБР, министром финансов КБР, исполнял обязанности заместителя руководителя Федерального Агентства по здравоохранению и социальному развитию, референтомпервого заместителя председателя правительстваР Ф.В.А. Зубкова, заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору) ивряд ли станет послушным проводником навязанных решений. Кроме того, назначение Р.Хасанова, в известном смысле, нарушает негласную кадровую традицию, в соответствие с которой пост руководителя одной из ветвей власти «закрепляется» за представителем одного из трехнародов республики. Уже саму по себе, подобную «ломку традиции» вряд ли можно отнести к числу стабилизирующих общественно-политическую ситуацию факторов. В качестве примера можно привести аналогичную ситуацию в соседней Карачаево-Черкесии, когда президентом Б.Эбзеевым на должность председателя правительства был назначен не представитель черкесов, грек В.Каишев. Тогда, это «нарушение традиции» едва не поставило республику на грань раскола и потребовалоличного вмешательства полпреда А.Хлопонина. Чем это обернулось для самого Б.Эбзеева тоже хорошо известно – он, в конечном итоге был отправлен в отставку. Конечно же, А.Каноков не может не понимать, как амбициозных планов Р.Хасанова, так и, как минимум, непопулярность своего решения в свете национально – кадровой проблематики среди половины населения республики. Р.Хасанов, как и А.Каноков, этнические кабардинцы, спикер Парламента-балкарец, русские остаются без «своего» руководителя. Кроме русских, такимусилением «кабардинского фактора» в системе вертикали власти вряд ли окажутся довольны балкарские общественники, давно оппонирующие А.Канокову и открыто требующие «паритета» во всех сферах власти и управления. Вероятно, такое решение было «подсказано» А.Канокову сверху и имеет в своей основе вариант «мягкого» и бесконфликтноговхождения во власть нового человека. Хотя фигура Р.Хасанова и достаточно известна в республике, все же, последние 9 лет он работал в Москве и несколько подзабыт на родине. Еще недавно, когда руководители регионов фактически назначались Москвой, местное сообщество приняло бы любую креатуру Кремля,сегодня же, ему придется пройти через горнило выборов. При всей силе административного ресурса, человеку со стороны, не ассоциирующемуся у избирателей с решением ежедневных практических дел, оказаться победителем будет много сложнее. В этом смысле, «засветить» нового человека, дать ему набрать популярности очень важно. Косвенно, эту версию подтверждает и сам А.Каноков, который заявил по поводу назначение Р.Хасанова «Мы открываем новую страницу в истории республики». При всей известной склонности главыКБР к громкой фразе, думается, что в данном случае он понимал, что имеет в виду. Так что, не исключено, что Р.Хасанов окажется не ВМЕСТЕ с Каноковым, а ВМЕСТО Канокова. Только чтосформированный Р.Хасановым кабинет дает, хотя ине очень большие, но все же основания для оптимизма. Уже то, что в его составе не нашлось места наиболее одиозным персоналиям из числастарожилов министерских кабинетов, радует. Однако, говорить о том главным приоритетом в своей кадровой политике свежеиспеченный руководитель республиканского правительствасделал опору накадры,не связанные со сложившимся номенклатурно-клановым раскладом, так же, пока не стоит. Представители местных элит пока скептически оценивают возможности Р.Хасанова. Как считает член общественного консультативного совета при главе республики, профессор Хажисмель Тхагапсоев,новое правительство вряд ли будет более компетентным и работоспособным. «Если бы у нас правительство формировалось открыто и гласно на конкурсной основе, кадры бы нашлись. Но когда их ищут под одним и тем же фонарем, на одной и той же скамейке, смысла в отставках нет. Такая замена ничего не даст, напротив, отбросит назад работу министерств». Да, абсолютно новых фигур в кабмине не появилось. Однако, надо понимать, чтосложность здесьзаключается в том, что поиск новых лидеров и их продвижениетребует не только определенного времени, но и неизбежно наталкивается наактивное противодействиенынешней управленческой элиты, ресурсы и возможности которой в республике чрезвычайно сильны. Между тем, в республике имеются профессиональные, креативно мыслящие и пользующиеся авторитетом значительной части общества люди. Это и есть стратегический резерв Хасанова, если он действительно намерен, как объявил« в ближайшие полгодапродемонстрировать позитивные изменения». Одному Хасанову с этой задачей не справиться. Определяющей в этом вопроседолжнаоказатьсяподдержка со стороныобщества, и, что, также, очень важно,Федерального Центра. Насколько самостоятельнымможет быть новый глава правительства , насколько серьезными являютсяразговоры о его претензиях на высший руководящий пост в республике, покажет уже ближайшее время. |