Адвокаты фигурантов дела о теракте в "Домодедово" решили обратиться с жалобой в ЕСПЧ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Жалобу в Европейский суд по правам человека решили подать адвокаты четверых уроженцев Республики Ингушетия, приговор в отношении которых по обвинению в подготовке и совершению теракта в Домодедово подтвердил сегодня Верховный суд России. Сами осужденные заявили о своем несогласии с решением Верховного суда и позицией гособвинения.
Как сообщал "Кавказский узел", Верховный суд России сегодня признал законным приговор четверым уроженцам Ингушетии, осужденным за подготовку и совершение теракта в московском аэропорту "Домодедово".
Представители стороны защиты назвали приговор "ожидаемым", при этом Татьяна Окушко, адвокат Башира Хамхоева в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" заявила о намерении обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.
"Мы готовим жалобу в ЕСПЧ и параллельно будем обжаловать сегодняшнее решение в кассационной инстанции, в президиуме Верховного суда", - сказала Татьяна Окушко.
Вместе с тем адвокат не видит перспектив у данной жалобы в кассационной инстанции. "Перспектив мало. Сегодня доводы защиты в апелляционной инстанции услышаны не были. В свете борьбы с терроризмом в нашей стране ожидать что-либо не приходится и в кассации", - заключила Татьяна Окушко.
"Обвиняемыми при совершении преступлений двигала корысть и религия"
В прениях, где слово было предоставлено прокурору, сторона гособвинения изложила свои доводы и возражения на апелляционную жалобу защиты, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
В частности, прокурор заявила, что приговор Московского областного суда был обоснован, и "все фактические обстоятельства дела нашли в нем свое отражение".
"Доводы Хамхоева опровергаются его собственными показаниями, данными в суде. Со слов самого Хамхоева, в октябре 2010 года, после уничтожения практически всех членов "слепцовского" НВФ на территории Сунженского района Республики Ингушетия, членом которой он являлся, и был осужден решением Верховного суда Республики Ингушетия от 7 февраля 2012 года, он принял участие в бригаде "Риядус Салихийн". Он поддерживал взгляды радикального течения ислама "ваххабизм", вступая в джамаат, а затем в банды Махаури и Бютукаева (полевого командира Беслана Махаури и командира бригады смертников "Риядус Салихийн" Аслана Бютукаева, санкция на арест которого заочно была выдана в октябре 2011 года после теракта в "Домодедово", - прим. "Кавказского узла"), - заявила прокурор.
Гособвинитель также заявила, что обвиняемыми при совершении преступлений "двигала корысть и религия". Также, по утверждению прокурора, обвиняемые "приобщились к радикальному религиозному течению "ваххабизм" по прибытии в Москву".
Говоря о доводах стороны защиты Илеза Яндиева, о том, что он не был осведомлен об участии брата в преступной деятельности, прокурор сослалась на осведомленность обвиняемого. Мотивировала это гособвинитель тем, что "по ингушским законам младший брат должен был рассказать старшему о совершаемых действиях".
"Данное дело было на контроле у высших руководителей страны"
Также прокурор заявила, что "судом первой инстанции не было установлено обстоятельств давления на подсудимого Яндиева Ислама", а "допросы проведены в строгом соответствии с процессуальным законом РФ".
"Протокол содержит чистосердечное признание Яндиева Ислама, впоследствии же он отказался от показаний, данных в отношение Илеза, указывая на малозначительность его деяний, взяв всю ответственность на себя", - сказала представитель гособвинения.
Довод защитника Илеза Яндиева о непричастности к инкриминируемым его подзащитному преступлениям не основаны на фактических обстоятельствах, полагает обвинение. "Яндиев Илез был осведомлен о конспирации, которая соблюдалась его братом Исламом, когда он представлялся иными именами при поиске квартиры для смертника", - сказала гособвинитель.
Прокурор опровергла доводы о политической подоплеке уголовного преследования Илеза Яндиева, а также заявила о том, что "первоначальные показания Ислама Яндиева в отношении своего брата Илеза, соответствуют действительности". "То, что данное дело было на контроле у высших руководителей страны, говорит лишь о беспрецедентной тяжести преступления и его общественной важности", - отметил прокурор.
Также в обоснование вины Хамхоева и Евлоева Ахмеда гособвинение назвало "сопровождение ими на территории Ингушетии смертника, обеспечение его питанием, одеждой, проживанием в течение нескольких дней".
"Также Евлоев обеспечил его доставку на автомашине до автовокзала города Назрани и обеспечил безопасную посадку в автобус, следовавший до Москвы...", - сообщила прокурор.
При этом гособвинитель выразила убежденность в том, что, помогая своему родственнику, Евлоев понимал преступность своих деяний.
"Отягчающих обстоятельств у осужденных не установлено"
Обвинение полагает, что судом учтены обстоятельства, смягчающие наказание. "Судом учтено, что они впервые привлекаются к ответственности, судом учтено раскаяние Ислама Яндиева в части признания им своей вины, его показания и показания Хамхоева, способствовавшие установлению соучастников данного преступления. Судом признано наличие у Илеза малолетнего ребенка, у братьев Яндиевых - родителей пенсионного возраста, наличие у Хамхоева сестры-инвалида. Отягчающих обстоятельств у осужденных не установлено... Таким образом, назначенное подсудимым наказание соответствует принципу справедливости", - полагает гособвинение.
На основании изложенного прокурор попросила суд оставить без удовлетворения апелляционные жалобы осужденных и их защитников. В последнем слове Башир Хамхоев заявил, что "доказательства гособвинения являются ложью".
«Ни я, ни Яндиев в "Риядус Салихийн" не участвовали, этого нет ни в каких наших показаниях. Тем более 16 декабря 2012 года, как сказал гособвинитель, меня не могли допрашивать, потому что тогда у нас шел суд. Этот цирк, этот каламбур уже надоел, который устроили здесь СКР и прокуратура, мне нечего больше сказать, я уверяю вас, что я не виновен", - сказал Хамхоев.
Яндиев Илез также заявил о своем несогласии с доводами прокурора. "Гособвинитель берет по несколько слов из предложений и составляет свои. Насчет справедливости, о чем говорит наш прокурор, то во время суда первой инстанции, она запрашивала для меня 23 года и тоже говорила про справедливость. Однако мне дали пожизненное заключение", - сказал обвиняемый.
Ахмед Евлоев задал вопрос суду и гособвинению о смягчающих обстоятельствах, о которых заявила в своей речи прокурор. "Мы хотим знать, в чем они, эти смягчающие обстоятельства, в чем они были учтены, если нам дали троим пожизненное заключение?" - заключил Евлоев.
Теракт в международном московском аэропорту "Домодедово" произошел 24 января 2011 года. Взрывное устройство, как установили следователи, привел в действие находившийся в толпе встречающих террорист-смертник Магомед Евлоев. Жертвами взрыва стали 37 человек, еще 172 получили ранения. Ответственность за организацию теракта взял на себя лидер боевиков Северного Кавказа Доку Умаров.
источник: корреспондент "Кавказского узла"