Имамы Духовного управления мусульман Дагестана заявили о давлении со стороны полиции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Махачкале сотрудники полиции оказывают давление на имамов мечетей, которые являются последователями традиционного ислама и официально работают в мечетях, заявили сами имамы. По их словам, они столкнулись с угрозами постановки на профучет, и пытались принудить собирать информацию о прихожанах и близких людях. Силовики стремятся подставить под контроль всю религиозную среду в республике, заявили опрошенные "Кавказским узлом" дагестанские журналисты.
Видео с рассказом имамов было опубликовано на сервисе YouTube 10 ноября. На видео имамы рассказали, что силовики требуют данные о составе семьей, номера телефонов, фото в профиль и анфас, а также отпечатки пальцев. Кроме того, сотрудники силовых структур интересуются прихожанами, которые регулярно совершают в мечетях утренний намаз.
Участковый и начальник отдела участковых полиции несколько раз грозились арестовать его, дать ориентировку на его машину и ее тоже арестовать, рассказал на видео имам мечети на проспекте Акушинского в Махачкале Ахмед Салихов.
По словам Салихова, полицейские требовали сообщить им, сколько человек ходит в мечеть на утреннюю молитву.
У некоторых религиозных служителей полиция требует предоставить им полные данные о себе и своих близких, рассказал старший комнаты для молитв в поселке Учхоз Ибрагим Абдуллаев. По его словам, сотрудник полиции, который требовал данные об имаме и его родных, заявил, что это все делается по требованию руководства МВД.
Имаму квартальной мечети по улице Лаптиева Саиду Магомедову полицейский по телефону ночью сообщил, что имам попал в список подозреваемых и потребовал немедленно с ним встретиться. "Я ответил полицейским, что меня имамом назначил муфтият, но они заявили, что все знают обо мне", - сказал имам .
О том, что сотрудники полиции требуют предоставить информацию о прихожанах и сотрудниках мечети, рассказал также имам привокзальной мечети Мухаммад Майрамов.
Комментарий от МВД Дагестана в связи с заявлениями имамов корреспонденту «Кавказского узла» получить не удалось.
Представитель пресс-службы духовного управления мусульман Дагестана сказал корреспонденту, что муфтият не в курсе ситуации, о которой заявили имамы.
Силовики стремятся подставить под контроль всю религиозную среду
Силовики стремятся подставить под контроль все процессы, происходящие в религиозной среде, заявили опрошенные "Кавказским узлом" дагестанские журналисты.
"Постановка на учет предводителей традиционного ислама была лишь вопросом времени. Силовики, увлекшись борьбой с терроризмом и экстремизмом в Дагестане, да и в целом на Северном Кавказе, увидели, что эта борьба приносит им различные дивиденды в виде внеочередных званий, наград, повышенной зарплаты, а также сильного влияния", - сказал политический обозреватель газеты "Черновик" Магомед Магомедов.
Он отметил, что террористическая и экстремистская активность снижается в Дагестане, запрещенный в России "Имарат Кавказ" прекратил своё существование, все, кто хотел уехать и влиться в ряды боевиков на Ближнем Востоке, это сделали.
При дефиците салафитов и необходимости показывать высокие показатели и свою нужность руководству закономерно, что силовики перешли к тем категориям дагестанского населения, которые остались
"Более-менее состоятельные салафиты, не желавшие брать в руки оружие и уставшие от преследования со стороны силовиков, осели кто в Турции, кто в Египте, других странах. При дефиците салафитов и необходимости показывать высокие показатели и свою нужность руководству закономерно, что силовики перешли к тем категориям дагестанского населения, которые остались, а именно к представителям уже традиционного ислама", - заявил Магомед Магомедов.
При этом он отметил, что традиционный ислам в Дагестане усилился в последнее время.
"Рост влияния представителей тариката, напомню, в середине года вылился в желание обрести и политическую силу. При неофициальной поддержке муфтията и силовиков появилась партия "Народ против коррупции" (НПК) и обрела очень большую популярность. Причем такую, что пришлось срочно этот проект гасить: сначала от НПК отошли силовики, а затем, под давлением из Белого дома, отошли и представители муфтията", - считает журналист.
Как писал "Кавказский узел", в Дагестане подготовка к выборам проходила на фоне роста протестных настроений. Недоверие общества к власти стало причиной выдвижения на выборы представителей духовенства, плацдармом для которых стала партия "Народ против коррупции", заявили дагестанские журналисты. НПК начала активную агитацию, используя ресурсы муфтията, заявили опрошенные "Кавказским узлом" журналисты. В самой НПК связь с муфтиятом отрицали, ссылаясь на то, что среди ее членов "много авторитетных людей разных профессий". Однако в июле НПК отказалась участвовать в выборах, заявив о давлении властей.
"Случившееся с имамами можно рассматривать как случай, грозящий серьезными социальными последствиями", - резюмировал Магомед Магомедов.
Силовикам нужны подконтрольные им религиозные деятели
Силовики разными путями будут и дальше продолжать свои действия в отношении деятелей традиционного ислама, чтобы взять их под контроль, считает главный редактор информационного сайта РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев.
"Тем, кто поставил задачу поставить под жесткий контроль ситуацию в религиозной сфере, нужны умеренные религиозные лидеры, подконтрольные им и сотрудничающие с ними так, как это они понимают. Если таковых нет, то их создают путь давления, запугивания, смены лидеров тариката, имамов мечетей", - прокомментировал Милрад Фатуллаев заявления имамов.
"И салафиты (они прежде всего), и последователи традиционного ислама должны, по их задумке, оказаться под контролем – путем постановки на учет, организации сбора постоянно поступающей упреждающей информации из мечетей и джамаатов. И этот процесс жестко или мягко будет проходить и дальше", - заявил Милрад Фатуллаев.
По его мнению, инициатива в данном вопросе исходит не от силовиков республики.
"Это инициатива силовиков и охранителей федеральных. По их мнению, исламская среда может формировать радикалов, может использоваться внешними силами для дестабилизации ситуации в стране. Особенно в период ослабления экономики страны и в контексте предстоящих выборов президента России. Не думаю, что данные мероприятия вызваны активностью партии НПК, хотя активность верующих, их мобилизация и высокий рейтинг не могли остаться незамеченными в Москве и Махачкале", - сказал он.
Силовики дают повод деструктивным силам использовать факты давления на мусульман в своих пропагандистских целях
Давление на этих религиозных лидеров, постановка их на учёт может стать обычной практикой, считает главред.
"Власть должна знать ситуацию в религиозной сфере, чтобы не позволить использовать ее в деструктивных целях, упреждать опасные тенденции и преступления. Но методы, которые используются для решения этой задачи, контрпродуктивны. Кроме того, что они связаны с нарушением закона, массовыми нарушениями прав человека, унижением чувств верующих, несправедливым отношением, они ведут к массовому недовольству среди верующих, росту протестных настроений, чувству безысходности и радикализации, дают повод тем же самым деструктивным силам использовать факты давления на мусульман в своих пропагандистских целях", - сказал Милрад Фатуллаев.
Он подчеркнул, что вопросами профилактики, агитации, пропаганды, работы с молодежью, религиозными общинами должны заниматься гражданские, общественные институты, гражданская власть – министерства, ведомства, эксперты.
"Грань в работе между этими двумя группами – силовиками и гражданскими институтами – проходит по линии нарушения закона верующими. Нет нарушения – это дело гражданских, есть преступления или есть доказательства, что они могут быть совершены, – в дело вступает полиция. При этом особенно важно заметить, что все действия полиции должны проходить со ссылкой на конкретный закон, а не просто с использованием в качестве аргумента мундира и служебного удостоверения", - заявил Милрад Фатуллаев.
Это ответ на попытку прийти во власть
Заявления имамов прозвучали после того, как религиозные деятели попытались прийти в светскую власть, отметил руководитель политического отдела газеты «Новое дело» Рамазан Раджабов.
«Нет сомнения в том, что муфтият Дагестана – это политическая сила. Если завтра будут свободные и честные выборы, они могут прийти к власти. Попытка эта была сделана в прошлом году. Но государству в лице главы республики удалось воспрепятствовать этому. Но ресурсы никуда не делись. Нынешнее давление на имамов, на мой взгляд, является демонстрацией силы со стороны государства. Грубо говоря, это попытка лишний раз «показать на место», - сказал Рамазан Раджабов.
В Дагестане, где очень большое количество верующих, государство не может не опираться на духовенство
«Государство, влезая во внутриконфессиональный конфликт, сделало ставку на одно течение и поставило под сомнение другое, вследствие чего одна сторона (официальное духовенство) усилилась и превратилась в довольно мощную политическую силу. Параллельно была запущена работа по подавлению второй стороны. Та самая государственная машина, запущенная несколько лет назад и действующая с тех пор в отношении нетрадиционного ислама, сегодня действует против традиционного ислама. Действует, надо признать, довольно грубо", - сказал Рамазан Раджабов.
При этом обозреватель не считает, что давление на представителей официального духовенства может стать обычной практикой.
«Скорее всего, правоохранительным органам объяснят, что эти люди не представляют опасности, они представят все документы, которые потребуются, и на этом все. В Дагестане, где очень большое количество верующих, государство не может не опираться на духовенство. Особенно такую влиятельную часть мусульман, как суфии. Всегда нужны будут «государственные мусульмане", - заявил Раджабов.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38
-
21 декабря 2024, 10:43
-
21 декабря 2024, 08:52