Правозащитники назвали нетипичным арест ингушских полицейских по делу о насилии над задержанным
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Ингушетии нередки случаи использования силовиками запрещенных методов дознания, однако к ответственности привлекаются единицы. При этом в целом по стране по статье о превышении должностных полномочий с применением пыток с момента ее внесения в Уголовный кодекс не вынесено ни одного приговора, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", 20 октября следователи сообщили о задержании четырех полицейских, подозреваемых по уголовному делу о превышении полномочий с применением насилия. Они были арестованы по статье о превышении должностных полномочий с применением насилия группой лиц по предварительному сговору из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 3 статьи 286 УК РФ).
По версии следствия, 5 октября четыре сотрудника отдела МВД "Малгобекский" необоснованно задержали и доставили в отдел полиции 31-летнего местного жителя. Затем, согласно материалам дела, они применили к нему насилие, требуя, чтобы он признался в причастности к незаконному обороту наркотиков. Также следователи считают, что полицейские вымогали у задержанного деньги.
В Следкоме по Ингушетии корреспонденту "Кавказского узла" отказались предоставить дополнительную информацию по делу. В том числе о судьбе задержанного полицейскими местного жителя. При этом сотрудник пресс-службы Следкома отметил, что речь о том, что силовики обвинены в пытках, не идет, им вменено превышение должностных полномочий с применением насилия.
Если исходить из сообщения Следкома, цель правоохранителей была, скорее всего, получить признание в совершении преступления, сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель "Команды против пыток"* Сергей Бабинец.
"Для достижения этой цели они применили к задержанному насилие (не уточняется, какое). Если сложить один и один, то получается описание пытки, изложенное в примечании к статье 286 УК РФ", - отметил он. По его словам, подобное деяние могло быть квалифицировано по части 4 статьи 286 УК РФ "превышение должностных полномочий с применением пытки". "Санкция за данное преступление суровее, чем по той, которую им вменяют сейчас, - до 12 лет лишения свободы. Но так как деталей дела я не знаю, то утверждать, что данная квалификация будет правильной, я не могу", - добавил он.
В целом в России привлечение силовиков к ответственности за пытки - редкое явление. "А по части 4 и части 5 статьи 286 УК РФ, так называемым "антипыточным" частям, до сих пор не вынесено ни одного приговора, мы как раз недавно публиковали эти данные", - напомнил Бабинец. "Но если говорить об Ингушетии, то назвать этот случай исключительным все-таки нельзя. В отличие от соседней Чечни, в Ингушетии были случаи привлечения силовиков, в том числе достаточно высокопоставленных, к ответственности за пытки", - сказал Бабинец.
Понятие "пытка" появилось в статье о превышении должностных полномочий только летом 2022 года (14 июля 2022 года, — прим. "Кавказского узла"), говорится в сообщении "Команды против пыток"* от 23 октября. "Отсутствие приговоров также можно связать с тем, что с принятия новой редакции закона прошел всего лишь год. А по данным исследования "Арифметика пыток", с момента события до привлечения силовиков к ответственности в среднем проходит три года", — указано в сообщении в Telegram-канале "Команды против пыток"*.
Руководитель правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов назвал этот случай редким и исключительным. "Конечно, для республики это нетипично, я не знаю, что повлияло на принятие этого решения. К сожалению, такая несправедливость существует, что силовики, применяющие насилие к гражданам и совершающие другие преступления, нередко избегают законного наказания", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, другой исход бывает крайне редко. В качестве примера Муцольгов привел дело начальника ЦПЭ Тимура Хамхоева и его подчиненных. "Они пытали Магомеда Долиева, и он умер. Но ведь, несмотря на все жалобы Долиевых, сотрудники полиции не были привлечены к ответственности. Сотрудников ЦПЭ к ответственности привлекли только после совершения ими другого преступления. Задержали их после того, как они попались на шантаже и вымогательстве, и только после этого следствие предъявило и доказало другие эпизоды ранее совершенных преступлений (применения насилия). Я уверен, что они понесли наказание не за все, а прикомандированные сотрудники и вовсе избежали ответственности", - сказал Муцольгов корреспонденту "Кавказского узла".
Приговор Тимуру Хамхоеву был вынесен 27 июля 2018 года. Вместе с ним были осуждены еще шесть сотрудников ингушского центра "Э", признанных виновными в убийстве, вымогательстве, превышении должностных полномочий с применением насилия. Общий срок, назначенный осужденным, оказался почти вдвое меньше, чем просили обвинители - 36,5 года против 70. Обвинения в пытках в адрес сотрудников Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) в Ингушетии жертвы издевательств и их родные осмелились озвучить лишь после ареста главных подозреваемых, говорится в материале "Кавказского узла" "Пытки, убийства и шантаж — борьба с экстремизмом в Ингушетии".
По словам Муцольгова, фактов применения пыток в Ингушетии "очень много", впрочем как и по всей стране, но обычно сотрудники за это не привлекаются к ответственности. "В моей практике не раз бывало, когда людей, доставленных (неправомерно в отдел полиции) и подвергнутых пыткам, отпускали. Их освобождения получалось добиться благодаря своевременным обращениям родственников, общественному резонансу и хорошей работе юристов. Но в абсолютном большинстве таких случаев виновные силовики не были привлечены к ответственности. Власть и руководство силовых ведомств чаще всего призывали "радоваться, что не убили и отпустили". Многие из-за пережитых пыток и несправедливости покинули страну, это очень обидно. Вспомните Альберта Хамхоева, который после пыток вернулся в спорт и стал чемпионом. Он, к счастью смог, но сколько молодежи было угроблено, запытано - тех, кто мог бы стать спортсменом, врачом и так далее", - посетовал он.
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
источник: корреспондент "Кавказского узла"